Статья “Чистый взгляд”

 

Публикация в газете “РОДОВАЯ ЗЕМЛЯ” – 

практический психолог Семёнов Юрий

 

 

 


Газета “Родовая Земля”


№01 (102) январь 2013 г.

Первая страница


“Чистый взгляд”

 

Газета Родовая Земля- статья Чистый взгляд


 

 

“ПОЧЕМУ ОТ КРАПИВЫ ДЫМ ИДЁТ?”

Моя главная цель — это сформировать культуру отношения к детям.

Начнём с ситуации: мой сын и я гуляли. Но, во-первых, с 2009 года мы переехали в деревню, живём в частном доме, поэтому впечатлений у детей огромное количество от общения с природой и её обитателями. Однажды, мой сын Кирилл (4 года) зовёт меня и спрашивает:

— Папа, почему от крапивы дым идёт?

— От какой крапивы?

— Вот от этой…

И сам показывает: обычная крапива, растёт за домом. Никаким дымом не пахнет.

Какой была бы Ваша реакция на ситуацию?

Моя первая мысль:

— Какой дым??!

— Пошли — покажу…

Подвёл меня, усадил на выступ от фундамента дома — смотрим. Я приглядываюсь и понимаю, что от крапивы, действительно, идёт дым: созревшие семена лопаются, и кажется, что маленькое облачко дыма с периодичностью секунд тридцать – минута поднимается от куста. Никогда бы не поверил! Меня это очень впечатлило: я с детства любил сам за всем наблюдать (у дедушки с бабушкой тоже был свой дом — летом, на каникулы, я к ним ездил), поэтому природу люблю, наблюдать люблю, но такого не видел. Сын сделал открытие и поделился со мной.

Вернёмся к типичной реакции на подобное заявление «Почему от крапивы дым идёт?».

В глазах среднестатистического человека реакция сына будет выглядеть ошибкой, выдумкой, ерундой, пришедшей в голову. Всерьёз мы, как правило, не воспринимаем то, что говорит ребёнок, если с нашей картиной мира это не совпадает: «Какой дым от крапивы? Никакого дыма быть не может. Крапива как крапива». Мы зачастую относимся к детям, как к неполноценным людям, которые заблуждаются, ошибаются, что-то выдумывают, не понимают. И это свойственно даже продвинутым людям, а что уж говорить о тех, чьё отношение к детям на 80% неадекватное.

Поэтому,  моя задача показать родителям, мамам, папам, воспитателям, учителям — всем людям, которые так или иначе связаны с детьми, доказать, что дети — разумные существа. И если они как-то по-другому воспринимают мир, то, вполне возможно, в этом есть какой-то смысл.

Недавно моя жена была свидетелем ситуации, когда девочка (лет двух) увидела в автобусе на рекламном плакате корову и пыталась – мычанием, жестами, взглядом – обратить внимание своей мамы на то, что она узнала корову! Пыталась со своей мамой поделиться своей радостью открытия! Но мама смотрела в другую сторону, и на попытки дочери никак не реагировала… Когда моя жена сказала этой девушке: «Посмотрите, ваша дочка вам на корову показывает!» – та только отмахнулась: «Да видела я, что там корова!» Девочка маленькая, и для неё это было целое открытие — вот корова! И поддержать её в этом открытии – в радости этого открытия, – значит, создать залог того, что она будет совершать подобные открытия и в будущем, во всей последующей жизни. Если мы сейчас оборвём её стремление к открытиям своим прохладным, пренебрежительным отношением, то оно же и сохранится: она больше не будет так же вдохновенно делать открытия в течение жизни, да и не будет так открыто делиться ими со своей мамой.

От крапивы дым идёт… Надо просто оставить свои дела и понаблюдать. Я уже не помню, чем занимался, но пересилил себя и пошёл посмотреть, что же там Кирилл, мой сын, увидел. Я захотел его понять и сделал для себя очень интересное открытие.

Ещё одна ситуация: сын нашёл какую-то палку и решил для себя, что это пистолет — притащил домой. Я говорю: «Подожди, давай сначала поем её, мало ли где она валялась». Начинаю мыть. Помыл половину. Кирилл говорит: «Ветер, ветер тоже помой». Я в ступор: «Какой ветер можно помыть?» Но, опять же, какой-то смысл (я знаю, уверен!), в том, что он говорит, есть. Дети – разумные, полноценные существа — разумный смысл всегда есть. Плюс, в голове прокручиваю всевозможные варианты и понимаю, что сын имеет  в виду ДУЛО ПИСТОЛЕТА. Понятно: дуло для ребёнка — это ветер — дул ветер — дуло… То есть он не вспомнил как пару раз у меня звучала фраза «дуло пистолета», а запомнил как «ветер» на уровне ассоциации. Забавно!

Повторю, моё отношение к детям как к  разумным, полноценным существам. И именно эту культуру отношения я хотел бы, чтобы каждый человек воспринял и так относился к своим детям.

Предупрежу реакцию многих мам, пап, которые скажут: «Да я это знаю!» Подразумевается, что я умная, начитанная. Уважаемые родители, давайте будем объективными: несмотря на то, что Вы знаете, как нужно относиться к детям, как нужно себя вести, как нужно реагировать, на деле всё получается совершенно по-другому: не осознаётся своё реальное отношение к детям, которое во всех поступках наших сквозит, пронизывает, формирует и определяет наше отношение. И я сколько раз замечал, что умные, образованные родители, мамы, папы, реагируют на своих детей так, как будто они какие-то неполноценные, умственно отсталые существа. Мы же не осознаём, не контролируем многие свои реакции. Ребёнок до определённого возраста не может говорить  — для любого человека он кажется идиотом… Если бы я сам не был свидетелем такого отношения от разумных родителей, я бы такое не говорил.

Простой пример. Моему старшему сыну было около трёх лет. К нам пришли в гости знакомые, и у них тоже сын – он на месяц младше Кирилла. Мой сын сам моет ноги, сам вытирает, то есть он полностью самостоятельный, что мы поддерживаем, хвалим и всё, что возможно позволяем делать самому, помогаем. Мама другого ребёнка смотрела такими глазами… Потому что её ребенок даже внятно говорить в этом возрасте не мог: «Э, э…» — показывает, что хочет надеть, и мама его одевала, ноги мыла, за ним бегала… Она относится к сыну как к дебилу. Будем называть вещи своими именами. И ребёнок подыгрывал ей, вёл себя соответствующе. Нормальная, образованная мама… Но факт  в том, что пересилить и вести себя как-то по-другому она не может. Да, маленький ребёнок не разговаривает. Но это не значит, что к ребенку должно быть подобное отношение.

Мы вроде бы понимаем, как надо относиться к детям, но в реальности наше отношение может быть даже прямо противоположным. И мы не осознаём своего фактического отношения, смысла многих своих поступков, потому что наша осознанность зашорена, зажата стереотипами, умными книжками, мыслями, заботами… Наша осознанность крайне низкая. И прояснить её, нашу осознанность,  усилить — это первый шаг к тому, чтобы изменить свою жизнь. Свои отношения с ребёнком. И поведение ребёнка изменится сразу же.

Для примера — отзыв одной из участниц курса «Осознанная мама»: «Теперь вижу разницу между пониманием и осознанием. Раньше я понимала, а теперь осознаю, что от моего поведения зависит психическое состояние моей дочери. Меня теперь не раздражает её поведение, которое раздражало раньше».

И вот это — основной момент нашей зашоренности: мы, вроде бы, много знаем, много понимаем, но реальной осознанности в нашем поведении нет, и, когда она появляется, многие вещи становятся на свои места. Меняется наше поведение, меняется наша реакция на нашего ребёнка, меняется отношение к ребёнку и меняется поведение ребёнка. Сразу же. Автоматически. И отчёты участниц тренинг-курса это подтверждают.

До новых встреч.
 
Семёнов Юрий Геннадьевич,
практический психолог.

 

 


Поделитесь ссылкой на эту страницу!!!


 

 

Comments

( 1 )
  1. Наталья Фев 22nd, 2013 9:31

    Статья очень интересная, познавательная и заставляет задуматься о многом. Я сама молодая мама, и проблема построения отношений с моей дочкой для меня очень актуальна. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *