Что мной движет

Семёнов Ю.Г.

Для чего я это делаю? Почему я продолжаю и продолжаю предлагать людям свою помощь, несмотря на то, что большая часть людей не хочет пользоваться услугами психолога?

Как-то раз ко мне обратилась девушка 19 лет. У неё была трудность в том, чтобы расстаться с парнем, который её унижал и даже угрожал ей. При этом у девушки возникал страх, с которым она не могла справиться. За несколько сеансов мы проработали её чувство страха, и проблема была решена. Девушка переключилась на другие, волнующие её, проблемы. Чтобы закрыть вопрос, с которым она обратилась ко мне изначально, я спросил её, что там с «проблемой страха»?
– Да всё уже. Проблемы нет совсем. С тем парнем я уже легко рассталась. Произошло и ещё одно изменение…
– Какое?
– Теперь я могу спать без света…
Оказалось, что она с самого детства (и до своих 19-ти лет!) спала с полностью включённым верхним светом! Потому что боялась спать в темноте. При этом её сестрам и братьям тоже приходилось спать с ней в одной комнате – при полном освещении. Когда она шла ночью в туалет, то зажигала свет везде, где только можно. Если же она оставалась спать в гостях с подружками, то они должны были разговаривать (в темноте), пока она не заснёт – так ей было не страшно засыпать.
– Почему же ты не сказала мне об этой своей проблеме?
– Да я уже как-то привыкла к этому…
Понимаете? Ни она, ни родители даже не подумали обратиться к специалисту, несмотря на то, что эти страхи создавали массу неудобств. Не говоря уже о душевном состоянии девушки, которая постоянно боится…

Другая девушка даже не просила меня помочь – она была уверена, что её проблема не решаема психологическими способами. Хотя я сразу же понял, что это чистой воды проявление каких-то (вполне для меня понятных) психических установок. Дело в том, что после месячных у девушки долго не останавливалось кровотечение. Это очень тяжело переносилось, особенно, если на эти «критические дни» (в полном смысле этих слов) выпадали поездки в другой город. Риск потерять много крови, да и просто масса неудобств…
Эту проблему я решил тут же – в одну эту нашу встречу. У девушки словно гора с плеч свалилась…

Вообще, вопрос – предлагать ли людям свою помощь – волновал меня давно. Потому что навязываться вроде бы как-то неправильно… Можно, конечно, просто предложить помощь… Но, если ты явно видишь, что помощь человеку нужна, что ты можешь помочь, а человек либо считает, что помощь ему не нужна, либо считает, что ты не сможешь ему помочь? Продолжать предлагать? Или не надо? Что делать?
Однажды, когда я особенно мучительно размышлял над этим вопросом, случилась одна история…
В тот период жизни я каждое утро ходил на берег моря – гулял, иногда купался. В это утро я купаться не собирался, просто стоял на берегу и загорал. Мы немного поболтали с девочкой (лет 13-ти), которая пришла купаться с большим надувным кругом. Потом она отошла на несколько метров, разглядывая что-то под большими камнями, на которых мы, собственно, и стояли. Тут дунул ветер, и её надувной круг оказался в воде – рядом со мной. Волн не было, ветерок был несильный, но ровный, и этот надувной круг начало медленно уносить в открытое море. И я, и девочка увидели это одновременно. Но ей надо было подойти ближе, чтобы нырнуть с камня и вытащить свой круг. По скользким камням это заняло бы секунд десять. Я мог бы нырнуть с того места, где и стоял…
– Вытащить круг? – спросил я девочку.
– Не надо, я сама!
Я мог бы нырнуть (хоть купаться и не собирался), но после того, как девочка сказала «не надо» делать это было явно лишним. Не надо – так не надо. Сама – так сама…
И вот, я стоял и смотрел, как девочка добралась до камня, на котором раньше лежал круг (рядом со мной), как она нырнула и поплыла за ним. За это время круг успел отплыть на несколько метров, подгоняемый ветром. Девочка плыла за кругом, а он и не думал становиться сколько-нибудь ближе… Скорость круга была такой же, как и у неё. Между ними всё также оставалось метра два-три. Наверное, ей казалось, что ещё чуть-чуть, и она его догонит. Вот только с каждой минутой девочка была всё дальше и дальше от берега…
Я начал всерьёз переживать. Ведь девочка устаёт, а ветер – нет. Так что догнать круг уже невозможно! «Понимает ли она это? – думал я. – Ей же ещё назад плыть!» Девочка уплыла уже так далеко, что её становилось плохо видно в морской ряби. Я уже жалел, что не нырнул за кругом, что послушался девочку. Потому что спасать её саму в случае чего становилось всё сложнее… Я со своей помощью мог просто не успеть…
Я уже собрался нырять, чтобы плыть за ней, когда увидел, что девочка остановилась. Она полежала немного на спине, отдыхая, и потом поплыла к берегу. Так, с несколькими перерывами, она доплыла до берега.
– Хорошо, что мама мне сегодня утром сказала, чтобы я не догоняла круг, если его понесёт в море… – сказала она потом. – Я уже не переживала, когда поняла, что не могу догнать его… А так бы всё старалась, пока совсем не выдохлась бы и не утонула…
После этого случая я однозначно решил для себя, что помогать людям надо. Причём иногда нужно помогать, даже если тебя не просят, и даже если тебе говорят, что помогать не надо. Жизнь сложная штука. И очень ценная, чтобы так просто рисковать ей. Даже если это не твоя жизнь, не твоя судьба, а чужая.

Всего доброго!

Юрий Семёнов,
практический психолог

 

 

_______________________________________________________________________________

Поделитесь в социальных сетях!

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *