Где ты, молодёжь?

Одна из первых моих публикаций по молодёжной политике.

Опубликована в городском еженедельнике «Тумба» в мае 1999 года.

Оригинал статьи (или хотя бы скан), к сожалению, не сохранился. Воспроизводится по материалам первого сайта Молодёжной организации «Содружество» (Молодёжное движение «Новое поколение»).

Юрий Семёнов, практический психолог

 

Semenov

Семёнов Юрий, г. Актау (Шевченко), Казахстан, 2001 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где ты, молодёжь?

Подвигло меня к написанию этой статьи высказывание
в телепрограмме «Казахстан 2030» (от 25 марта) Юрия Бродского
— «ведущего специалиста по государственной молодежной
политике» Управления информации и общественного согласия. На
вопрос ведущего — Б.А. Иванова — «Какие у нас есть
объединения, в которых молодежь регулярно собирается,
существует членство, пусть даже неформальное, проводятся
какие-то мероприятия?» — Ю. Бродский ответил буквально
следующее: «В области существует несколько молодежных
объединений, которые носят политический характер. Это
молодежное движение «За будущее Казахстана», возглавляемое
Туратаевым Нурланом, Скаутское движение, родом деятельности
которого является организация летнего отдыха для школьной
молодежи, и Союз Молодежи Казахстана, который возглавлял
Сагидула Туленов, и который ныне бездействует. А наиболее
действующей структурой молодежной политики — республиканской
структурой — является молодежное движение «За будущее
Казахстана».

Я являюсь главой нашего — актауского — молодежного
движения под названием «Новое поколение», и у меня возникает
вполне естественный вопрос: «Почему ведущий специалист
Управления ИОС столь необъективно раскрывает наличие в области
молодежных объединений? » Если судить по его словам, то у нас
не имеется других молодежных объединений, кроме филиала «ЗБК».
В этом я сильно сомневаюсь, как и в том, что он является
«наиболее действующей структурой».

Может быть республиканское представительство движения «За
будущее Казахстана», действительно, добилось больших успехов,
но нельзя сказать то же самое о нашей области и о его местном
филиале. Что касается нашего города, то, скажем, «Новое
поколение» получило гораздо большее признание среди молодежи,
чем тот же филиал «ЗБК». И Ю.Бродский прекрасно знает почти
обо всем, что нами было осуществлено. Он неоднократно просил,
чтобы мы обо всем ставили его в известность, так как он,
якобы, курирует молодежные движения.
Я совсем не против того, чтобы кто-то курировал молодежь —
сам этим занимаюсь постоянно. И я с удовольствием буду действовать
совместно с другими объединениями, координируя общие цели. Но
почему «Новое поколение» есть тогда, когда надо провести
какую-нибудь акцию, идущую от Министерства культуры, и, вдруг,
«Новое поколение» куда-то «теряется», когда надо выдвинуть
вперед филиал республиканского движения?
Благодаря усилиям всего нескольких человек, не имея никакой
финансовой базы, «Новое поколение» проводило анкетирования
(одно, кстати, и для Управления информации), устраивало походы
и дискотеки, создало «Клуб Интеллектуальных Игр» и «Интернет-клуб»,
ведется активная работа со средствами массовой информации. На момент
выхода в эфир вышеупомянутой программы нами как раз
проводилась акция «Милосердие» и между одинокими пенсионерами
распределялись продукты, переданные директором одной фирмы.

И тем обиднее слышать, что многие обобщают
молодежные движения, путая «Новое поколение» с филиалом «За
будущее Казахстана», который пользуется нашей известностью. И
это действительно так — мы неоднократно слышали, будто бы
«Новое поколение» располагается в развлекательном центре
«Голден Фиш» (офис «ЗБК»). Поэтому отдельно оговорю, что
«Новое поколение» и «За будущее Казахстана» — это две
различные организации.
Ну да Бог с ними.
История все расставит по своим местам. Мне непонятно другое:
откуда в разговоре возникает Союз Молодежи? О нем все давно
уже успели забыть, потому как никакой деятельности Союз не
ведет уже года три как минимум. Гораздо более известно
Скаутское движение, но его деятельность сейчас приостановлена
решением головного представительства (г. Павлодар) из-за тех
афер и денежных махинаций, которые совершала директор
актауского филиала. Замечу также, что Скаутское движение не
имеет никакой политической направленности, вопреки заявлению
г-на Бродского.
Я не считаю, что действенность молодежного объединения зависит
от того, зарегистрировано ли оно в управлении юстиции. Да, «Новое
поколение» никогда не являлось отдельным юридическим лицом,
действуя как структурное подразделение общественного
объединения «Центр «Феникс». Но, тем не менее, не стоит его
игнорировать, как, впрочем, и другие молодежные объединения,
от существования которых напрямую зависит то, чем занята
молодежь. Именно поэтому я постараюсь более точно ответить на
вопрос Б.А.Иванова, заданный в начале.

  
Самыми многочисленными — что характерно —
являются неформальные объединения молодых людей.

Это подростки, сплоченные либо одним местом
проживания (развлечения), либо одним каким-то увлечением.
Интересы подобных групп могут колебаться довольно значительно:
от простого времяпрепровождения с обсуждением новостей, до
прямого криминала с избиваниями прохожих, кражами и грабежами.
На каком интересе остановится та или иная группа сказать
довольно сложно. Но один факт бесспорный: из-за повышенного
уровня агрессии среди молодежи целью большинства неформальных
объединений становится сплочение для оказания противодействия
другим, еще более агрессивно настроенным группам. Конфликты,
возникающие между такими группировками, решаются либо
моральным «задавливанием» одной из сторон, либо дракой «толпа
на толпу».
Никакой специальной организованности внутри неформального объединения
не имеется. Устойчивы они из-за естественного лидерства
нескольких человек и по той простой причине, что выйти из него
довольно трудно (без вреда для нервов и здоровья), да и не хочется,
так как одному всегда тяжелее. По такому принципу объединены
большинство тусовок. Неформальные объединения, конечно, не
столь заметны, поскольку они не афишируют свою деятельность.
Но, тем не менее, они реально действуют и оказывают заметное
влияние как на молодежь, так и на все общество людей в
целом.

Вероятно столь же многочисленными, но гораздо более
организованными являются группы молодежи в школах
боевых искусств: восточные виды,борьба, бокс и т.д.

В качестве примера могу привести очень заметные в городе школы
«Синь Хо Мень» Радунцева, «Карате-до» Мансурова, «Кекушинкай-карате»
Найзабекова, борьба Пустоветова и многие другие.
Здесь все держится на авторитете тренера и на дисциплине.
Тянутся сюда ради того же — обрести силу и получить защиту.
По идее, более гармоничное развитие тела и духа должны получать те,
кто занимается восточными единоборствами, так как восточные школы
обязательно имеют еще и глубокую философию. Но, как и всегда,
все зависит от самого подростка и, конечно, от учителя —
насколько он может удержать ребят перед той чертой, за которой
сила переходит в насилие.

Все остальные виды спорта (футбол, теннис, легкая атлетика и др.)
тоже привлекают довольно большое количество молодежи — парней,
девушек,
— но, на мой взгляд, явно не хватает
технической базы (специализированных помещений, инвентаря) и,
что более важно, они недостаточно ярко преподносятся для того,
чтобы заинтересовать большее количество молодых людей.
Актуальна для большинства и трудность в оплате занятий, лишая
возможности с пользой провести время. Бесплатные кружки и
секции теперь скорее исключение, чем правило.

Довольно большую область интересов молодежи можно
объединить под названием «центры»: творческие, культурные,
технические.
Это и культурно-досуговый комплекс им.
Абая, и областной центр народного творчества «Дружба», и клуб
«Связист», и многие поменьше. Они включают такие направления,
как музыка, театр, танцы, компьютеры, техника и т.п. Сюда же
можно отнести и те учебные заведения, которые помимо основной
программы предлагают ученикам разные формы дополнительного
образования в виде кружков или курсов.

Религиозные общины тоже привлекают многих молодых
людей.
Там они находят то, что не может предложить
наш жестокий и корыстный социальный мир. В первую очередь это
дружелюбие и душевное равновесие.

Словно в противовес этому государство предприняло
встречный ход: город заполонило огромное количество высших
учебных заведений всяких разных направленностей, на разный лад
предлагающих получить диплом и знания.
За хорошую
плату, разумеется. Наличие лицензии и качество обучения,
по-видимому даже не важно — лишь бы молодежь просиживала дни в
ВУЗе, ночи за учебниками, а не слонялась по улицам в поисках
приключений. Естественно и неоспоримо то, что и здесь молодые
люди общаются, создаются довольно устойчивые группы общения, а
иногда они даже выходят за пределы учебного
сектора.
Если позволяет наличие свободного времени, то молодой человек
может принимать участие сразу в нескольких объединениях,
никак между собой не связанных. И каждый такой круг общения
оставит в его психике свой след — хороший или плохой.
Рано или поздно подросток выберет для себя какую-либо компанию,
и останется в том сообществе, которое покажется наиболее перспективным,
или которое будет отражать его потребности самовыражения (мы не
всегда принимаем решения, опираясь на логику и разум). Так что
родители могут заблаговременно сделать ставку на его
творческие и созидательные проявления — заинтересовать работой
какого-либо кружка (музыка, танцы, конструирование), направить
в спортивную секцию. Тогда у него будет выбор. В противном
случае самостоятельно избрать оптимальный жизненный путь ему
будет очень сложно.

  На основании всего вышеперечисленного можно делать
выводы о том, кто реально формирует молодежную политику,
и кому надо отдать должное внимание.
А что касается более точных данных о количестве молодежи,
занятой во всех подобных объединениях, то я считаю, что это все же
работа Ю. Бродского, как специалиста Управления информации и
общественного согласия.

 

Ю.Семёнов 
лидер молодежного движения
«Новое поколение».

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *