Детский мутизм – мнение психолога

Мутизм (от лат. mutus — немой) — специфическая немота,
которую характеризуют как демонстрируемую неспособность к речи при сохранности речевого аппарата.

Эта статья – мои ответы на вопросы мамы 6-летнего ребёнка из Германии. 

Вот, собственно, само письмо:

 

=======================================================================================

Добрый день, уважаемый Юрий Семёнов!

Моему сыну исполнилось в конце августа 6 лет. Он до сих пор не может спать самостоятельно в своей кровати. Нам приходится укладывать его спать  вместе с его сестрой (3 года) в нашу кровать, ждать, когда он крепко уснет. Только тогда мы переносим его в его комнату.

Сам мальчик очень стеснительный, в группе малознакомых детей (которых, тем не менее, он знает заочно) почти не разговаривает, а только наблюдает.  В совместные игры по своей инициативе не решается играть, хотя очень хотел бы. Только если скажешь — теперь ты, твоя очередь. А если его спросить, хочет ли он теперь быт ведущим, то он откажется.

Young boy looking concerned

Фото из интернета

Так как этой проблемой здесь мало кто занимается, нам приходилось очень далеко ездить. Тем не менее, диагноз «селективный мутизм» не был подтверждён, но наличие мутистических черт характера + заторможенность развития речи (не правильное произношение звуков)…

Но здесь следует учитывать то, что ребенок рос 3-язычным. Мой муж из Шри-Ланки, и он разговаривал с сыном на тамильском языке. Я на русском, в саду на немецком.

Логопед посоветовала оставить все языки, кроме немецкого. Я с этим не согласилась, так как мальчик с рождения лучше разговаривал на русском. Тамильский мы оставили. Тем не менее, он его понимает, но отвечает отцу на немецком. Я с мужем общаюсь на немецком.

 

Паул очень чувствительный ребенок.

Я уже не могу каждый раз идти вместе с ним в кровать, ждать, когда он уснет. Бывает так, что он часто просыпается и начинает плакать, звать меня. В общем, у меня не остается совершенно времени для себя, моего мужа и моих дел. Так как вечер проходит в постоянно беготне. Такое бывает не каждую ночь, но 2 раза в неделю стабильно. Я пробовала разговаривать и объяснять, что другие детки тоже засыпают сами, в своей комнате, в своей кровати. Он все понимает, соглашается, но, тем не менее, говорит, что боится.

Я читаю детям на ночь сказку, потом включаю музыку на 10 минут. Дочка засыпает очень быстро и спит всю ночь спокойно. Но, тем не менее, без меня, сами они не засыпают. Начинают кричать, реветь и прочее. А если я уйду и оставлю детей плакать, из этого тоже ничего не выходит, а только хуже становится. Сын ещё больше «приклеивается» ко мне и не отпускает меня. Хватает мена за руки, обнимает, складывает на меня ноги. Иногда у мена нет просто больше терпения и я чувствую себя несчастной, измученной и нервной.

Что бы вы мне посоветовали?

 Спасибо заранее, с уважением Алена

=======================================================================================

 

 

Здравствуйте, Алёна!

Благодарю за подробно описанную ситуацию!

В целом картина мне ясна. Конечно, частично здесь повлияло и то, что у мальчика одновременно работали три центра обработки речи. Но дело не только – и не столько – в этом.

Возможно, на него повлияла какая-то ситуация в раннем детстве, что он стал робким и стеснительным? (И ещё к тому же боится засыпать один.)

Но даже если допустить, что такая ситуация была, всё равно гораздо более сильное влияние оказывают на ребёнка его родители.

Они могут как усилить какие-то нежелательные черты (страх, робость, стеснительность), так и ослабить, полностью их нейтрализовать.

Такого рода сложности я очень эффективно решаю даже дистанционно. Но это не дело одного-двух советов. Здесь нужна планомерная работа – тогда и результат будет заметный.

Состояние и поведение ребёнка всегда тесно связано с состоянием и поведение матери или отца (иногда ещё влияют бабушки/дедушки). И через осознание этой связи можно полностью изменить поведение ребёнка.

 

мутизм у ребёнка

Первое, что я советую мамам в таких ситуациях – пройти мой дистанционный курс «Осознанная мама». После его прохождения мамы очень хорошо начинают замечать (осознавать), что именно оказывает на ребёнка влияние; какие действия надо исключить или скорректировать, чтобы состояние и поведение ребёнка изменились.

Ещё раз повторю, что состояние детей неизбежно связано с состоянием родителей. И то, что мы менее всего в себе замечаем (осознаём), что привычно для нас – оказывает самое сильное влияние на детей. Изменение нашего состояния приводит к изменениям в состоянии и поведении ребёнка. Понять, на что именно в нас реагирует ребёнок – вот и есть задача номер один.

Стеснительным и робким ребёнок может быть либо потому что это и ваша черта (возможно, спрятанная глубоко), либо потому что родители могли, напротив, своей давящей доминирующей позицией задавить ребёнка.

Всё связано с родителями! Но это не должно вызывать комплекса вины! Это должно подтолкнуть к самоанализу и саморазвитию!

А это не дело одного дня, или одного совета.

 

С уважением, Юрий Семёнов

 


=======================================================================================

 

Здравствуйте, Юрий Геннадьевич!

А что вы думаете вообще по поводу селективного мутизма?

Фото из интернета

Фото из интернета

Были ли в вашей практике такие дети? Когда я читаю об этом «сбое», я нахожу очень много черт, свойственных моему ребенку. Мне кажется, вопрос страха засыпать одному идет оттуда.

Единственное и самое главное для меня, что настоящие, «чистые» мутисты не разговаривают со многими людьми. А мой сын все- таки начал разговаривать (примерно 1,5 года назад) с хорошо знакомыми ему детьми (в саду, например) или со взрослыми. Со всеми, кто  приходит к нам в дом тоже.

Хочу ещё добавить, что у нас дружная семья. Мой муж и я по характеру не «боевые», а спокойные. И наша ошибка была, и может ещё и остается, что мы очень оберегаем детей…

 

С уважением, Алена

 

=======================================================================================

 

 

 

Здравствуйте, Алёна!

Начну с того, что я думаю по поводу «селективного мутизма»…

Коротко здесь не получится.

1. Есть категория психологов (разного уровня), которым нравится ставить диагнозы, исследовать, систематизировать и изучать. 

В этом они преуспели, и их роль тоже важна в психологии. Но эти психологи, как правило, совершенно не изучают, как данные проблемы решаются. Потому что любое влияние на ребёнка изменяет уже поставленный диагноз. Поэтому эти психологи лишь изучают и вешают ярлыки (например, что ребёнок аутист или мутист).

2. Есть категория психологов (я в их числе), которые понимают, что человек всегда более сложен, и не вписывается в «типичный» диагноз. Более того, любое состояние ребёнка (как и людей вообще) может быть изменено в довольно широких пределах. Эти пределы ограничены лишь мастерством того, кто добивается изменений. И вот эта вторая категория психологов изучает способы изменения состояния людей и в этом преуспевает.

 

Я рад, что вы понимаете, что диагноз «селективный мутизм» не подходит к вашему ребёнку. И я бы ещё добавил, что я вообще не делаю акцента на диагнозах – и вам не советую. Потому что любой диагноз сковывает и ограничивает. Если мы обозначили ребёнка, как «мутиста», то у нас к нему уже будет соответствующее отношение (особенно, если нас уверяют, что это не корректируется) – мы можем даже не пытаться что-либо изменить. Я же всегда ориентируюсь на то, каким я хочу видеть каждого ребёнка! Жизнерадостным, активным, уверенным в себе, с устойчивой высокой адекватной самооценкой; творческим, любознательным, живым и так далее. И я неизбежно двигаюсь к этому состоянию ребёнка, я его ожидаю! Я использую все знания и навыки, которые у меня есть, чтобы двигаться к этому состоянию ребёнка. А меняется очень многое!

Да, я рассматриваю причины, которые повлияли на ребёнка, но не с целью «поставить диагноз» и смириться с ним, а с целью тут же изменить эти причины!

p_Selective-Mutism_1616261c

Фото из интернета

 

Например, у меня был случай с девочкой 8 лет, которая была очень робкая и зажатая. Мне привели её в группу Айкидо, и она могла просто стоять на месте, если её не побуждаешь что-то делать, выполнять упражнения. А если отходишь, то она быстро прекращает что-либо делать и снова стоит на месте. Я уже после второго занятия позвонил папе и спросил, что такого страшного произошло с его дочкой раньше? Он сказал, что несколько лет назад (в 5 лет), когда она ходила в садик, воспитательница закрыла её в туалете, потому что она не слушалась! И держала её в туалете довольно долго. И с тех пор она стала такой робкой и зажатой!

Я предложил папе привести дочку ко мне на приём уже как к психологу. Он привёл, и она сидела очень робко и смирно на стульчике. Я минут 20 только выстраивал с ней коммуникацию, поскольку она старалась говорить только «да/нет», причём очень робким голоском.

Затем я проделал несколько психотехник, и уже через час девочку было не узнать )) После моей работы, пока я доделывал и закреплял результат, всего за несколько минут она прошлась по всему кабинету, пересмотрела-поиграла всеми игрушками, которые там были, порисовала карандашами в альбоме для рисования, который лежал на столе, потрогала всё, что только можно )) Как ураган прошлась ))  Я понял тогда, почему воспитательница закрыла её в туалете ))  Очень активная и жизнерадостная девочка оказалась. И чтобы скорректировать эту проблему, потребовалось немногим больше часа. А три года была очень зажата и скована. Причём водили и к разным психологам…

 

Был ещё случай, когда мальчик 4 лет засунул в электрическую розетку какую-то металлическую женскую заколку. Она бабахнула, он немного ожёгся. И замолчал. Надолго. Но по факту он зажался и замолчал не из-за того, что что-то бабахнуло, и не из-за того, что обжёгся, а из-за чрезмерной эмоциональной реакции мамы и родственников…

 

Поэтому я рад, что вы не боитесь признавать и разбирать свои ошибки:

«И наша ошибка была, и может ещё остаётся, что мы очень оберегаем детей…»

 

Но пока что вы только предполагаете, что именно могло повлиять на вашего сына. А, возможно, и продолжает влиять. В этом-то нам и предстоит разобраться.

Ю.Семёнов, практический психолог

Ю.Семёнов, практический психолог

Одно могу сказать абсолютно точно: что если родители меняются, то меняется и их ребёнок. Собственно, даже одного родителя достаточно. Например, если это будете вы. Поэтому акцент мы будем делать на то, чтобы сделать именно вас ещё более гармоничной личностью, которая к тому же становится всё более компетентной в том, как взаимодействовать с детьми.

Собственно, начиная с курса «Осознанная мама» вы начнёте лучше понимать, что именно влияет на вашего сына. Будет очень много сильных осознаний, впечатлений и переживаний – и всё это выведет к решению не только этой проблемы, но и многих других, которые, возможно, даже не воспринимались как проблемы.

 

С уважением, Семёнов Юрий

 



 


 

Вы можете получить БЕСПЛАТНУЮ консультацию

Юрия Семёнова по вашей проблеме мутизма.

 

Телефон (ватсап): +7-980-378-46-53


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *