Здравствуйте, дорогие друзья!
Письмо ниже очень хорошо показывает,
какие последствия могут быть, если «воспитание через страх»
является основополагающим подходом в отношении ребёнка.
__________________________________________________
Тема страхов и родительских установок – очень
животрепещущая тема для большого количества людей.
Буквально за несколько дней до получения письма я в
очередной раз сформулировала для себя, что все-таки
боюсь жить, боюсь изменений, будущего и т.п.
Описание способов воспитания в семье девочки, которая
напугалась волка, отозвалось внутри грустью и печалью и
пониманием этой ситуации и такого метода воспитания. Это
очень удобно и просто, когда ребенок сидит себе на одном
месте и с готовностью «смотрит в рот» родителям: что
можно, что нельзя, точнее наоборот: что нельзя, а что
может быть можно.
Что получается дальше???
Нет понимания себя: чего я хочу, для чего я это хочу.
Нет ответственности: родители решали и были
ответственными за свои решения (ненужная гиперопека,
а потом оказывается, что почему-то ребенок не способен сам
принимать решения и брать на себя ответственность).
Нет инициативы, любопытства к жизни, есть страх сделать
ошибку: ведь вокруг скорее всего большая часть
интересующего будет нельзя или не получится в первый
раз, это разозлит родителей (начиная с пустяков: разбитая
чашка, пролитый компот), будет крик, шум, угроза дать
«по попе», слова о кривости рук и т.п.; о второй попытке
повторить действие нужно будет многократно подумать, так
зачем вообще начинать что-то пробовать. Пробовать стоит
только то, что с огромной вероятностью получится с
первого раза или в чем родители не сильны и не смогут
высказывать свое мнение. Постоянное ожидание оценки со
стороны своих поступков, решений (плохо-хорошо, нельзя-
можно) очень усложняет жизнь. Еще есть постоянный страх
сделать ошибку, это только потом осознаешь, ошибки не
делает только тот, кто ничего не делает. И ты живешь,
перенося отношение к родителям, на других людей:
слушаешься всех старших, угождаешь, чтобы не обидеть, не
вызвать гневную реакцию. Живешь чужими желаниями,
интересами, потребностями. Тебя при этом получается, что нет.
Это дает возможность для появления и развития
психосоматических заболеваний, депрессий. Очень
ограничивает возможности развития, каких-либо действий в
жизни. Жизнь «на черновик», которую не прожить снова.
О том, к чему такая ситуация привела меня в плане
здоровья, вспоминать не хочется. А у брата, на 8 лет
младше меня, гипертония с раннего возраста (мне кажется,
это следствия стресса, он теряется в новых, непривычных
условиях, сильно переживает), любое новшество
воспринимает не с любопытством, а с отвержением (мне
это не надо), как раз потому что с первого раза не
получится разобраться, а должно получаться как раз с
первого или «что ты ничего не понимаешь» и т.п.
Какая-то очень некрасивая картина получилась…
В действительности, мои родители совершенно обычные
люди. Возможно, скорость воспитания была им нужна,
чтобы успевать делать остальные дела. Может быть, им
действительно просто некогда было что-то объяснять:
нужно наколоть дров, растопить печь, приготовить ужин и
обед, пока она горит, стиральной машины «автомат» не было,
мультиварок и т.п. приспособлений тоже.
Но вот ситуация сегодняшних дней. Разговариваем по
телефону с мамой, ребенок (2,9 года) залез на стул и
пытается включить вилку от гирлянды в розетку.
Я параллельно с телефоном говорю ему: самому тебе пока
не разрешаю, давай только вместе с мамой. В трубке слышу
комментарии деда: дай ему по заднице, раз не понимает.
Хотелось просто бросить трубку. Если бы человек был
озабочен здоровьем ребенка, можно было бы сказать:
убери от него розетку (вилку), убери его от розетки (вилки),
а тут совершенно иной вариант, о чем беспокоится человек
в этот момент – о том, чтобы его слушались с первого раза,
а не иначе ((
Что сейчас? Находясь во взрослом возрасте и том
состоянии, что сейчас есть, я очень хочу изменить
состояние страха к жизни, страха ошибиться, страха
действий на любовь к жизни, интерес, искреннее
любопытство попробовать все то, что предоставляет жизнь,
активную жизненную позицию, состояние Взрослого.
Осознанность помогает отследить страхи здесь и сейчас,
«передумать» свое отношение к ситуации. Но глубинные
страхи пока не искоренились, к сожалению. А может и нет
такого быстрого ключика, который можно повернуть и все
изменится, только время и многократные попытки…
__________________________________________________
Надеюсь для многих ещё больше прояснилось,
что стоит за простыми привычными «воспитательными мерами»…
К чему это приводит…
«Быстрого ключика», возможно и нет.
Но есть принципы, которые позволяют методично двигаться
к решению всех своих проблем, к более хорошей жизни!
С уважением,
ЮРИЙ СЕМЁНОВ
Ваш практический психолог
При использовании текста —
указание авторства и ссылка/гиперссылка
на источник (https://semenovyu.ru) ОБЯЗАТЕЛЬНА!
________________________________________________
Поделитесь в социальных сетях!
Добавить комментарий