Тема страхов и родительских установок – очень животрепещущая тема…

Здравствуйте, дорогие друзья!

 

Письмо ниже очень хорошо показывает, 

какие последствия могут быть, если «воспитание через страх» 

является основополагающим подходом в отношении ребёнка.  

__________________________________________________

 

Тема страхов и родительских установок – очень

животрепещущая тема для большого количества людей.

 

Буквально за несколько дней до получения письма я в 

очередной раз сформулировала для себя, что все-таки 

боюсь жить, боюсь изменений, будущего и т.п. 

 

Описание способов воспитания в семье девочки, которая 

напугалась волка, отозвалось внутри грустью и печалью и 

пониманием этой ситуации и такого метода воспитания. Это 

очень удобно и просто, когда ребенок сидит себе на одном 

месте и с готовностью «смотрит в рот» родителям: что 

можно, что нельзя, точнее наоборот: что нельзя, а что 

может быть можно.

 

Что получается дальше??? 

Нет понимания себя: чего я хочу, для чего я это хочу. 

Нет ответственности: родители решали и были 

ответственными за свои решения (ненужная гиперопека,

а потом оказывается, что почему-то ребенок не способен сам 

принимать решения и брать на себя ответственность). 

Нет инициативы, любопытства к жизни, есть страх сделать 

ошибку: ведь вокруг скорее всего большая часть 

интересующего будет нельзя или не получится в первый 

раз, это разозлит родителей (начиная с пустяков: разбитая

чашка, пролитый компот), будет крик, шум, угроза дать

«по попе», слова о кривости рук и т.п.; о второй попытке 

повторить действие нужно будет многократно подумать, так 

зачем вообще начинать что-то пробовать. Пробовать стоит 

только то, что с огромной вероятностью получится с 

первого раза или в чем родители не сильны и не смогут 

высказывать свое мнение. Постоянное ожидание оценки со 

стороны своих поступков, решений (плохо-хорошо, нельзя-

можно) очень усложняет жизнь. Еще есть постоянный страх 

сделать ошибку, это только потом осознаешь, ошибки не 

делает только тот, кто ничего не делает. И ты живешь, 

перенося отношение к родителям, на других людей: 

слушаешься всех старших, угождаешь, чтобы не обидеть, не 

вызвать гневную реакцию. Живешь чужими желаниями, 

интересами, потребностями. Тебя при этом получается, что нет.

Это дает возможность для появления и развития 

психосоматических заболеваний, депрессий. Очень 

ограничивает возможности развития, каких-либо действий в 

жизни. Жизнь «на черновик», которую не прожить снова. 

 

О том, к чему такая ситуация привела меня в плане 

здоровья, вспоминать не хочется. А у брата, на 8 лет 

младше меня, гипертония с раннего возраста (мне кажется, 

это следствия стресса, он теряется в новых, непривычных 

условиях, сильно переживает), любое новшество 

воспринимает не с любопытством, а с отвержением (мне 

это не надо), как раз потому что с первого раза не 

получится разобраться, а должно получаться как раз с 

первого или «что ты ничего не понимаешь» и т.п.

Какая-то очень некрасивая картина получилась…

В действительности, мои родители совершенно обычные 

люди. Возможно, скорость воспитания была им нужна, 

чтобы успевать делать остальные дела. Может быть, им 

действительно просто некогда было что-то объяснять: 

нужно наколоть дров, растопить печь, приготовить ужин и 

обед, пока она горит, стиральной машины «автомат» не было,

мультиварок и т.п. приспособлений тоже.

 

Но вот ситуация сегодняшних дней. Разговариваем по 

телефону с мамой, ребенок (2,9 года) залез на стул и 

пытается включить вилку от гирлянды в розетку.

Я параллельно с телефоном говорю ему: самому тебе пока

не разрешаю, давай только вместе с мамой. В трубке слышу 

комментарии деда: дай ему по заднице, раз не понимает. 

Хотелось просто бросить трубку. Если бы человек был 

озабочен здоровьем ребенка, можно было бы сказать: 

убери от него розетку (вилку), убери его от розетки (вилки),

а тут совершенно иной вариант, о чем беспокоится человек

в этот момент – о том, чтобы его слушались с первого раза,

а не иначе ((

 

Что сейчас? Находясь во взрослом возрасте и том 

состоянии, что сейчас есть, я очень хочу изменить 

состояние страха к жизни, страха ошибиться, страха 

действий на любовь к жизни, интерес, искреннее 

любопытство попробовать все то, что предоставляет жизнь, 

активную жизненную позицию, состояние Взрослого.

 

Осознанность помогает отследить страхи здесь и сейчас, 

«передумать» свое отношение к ситуации. Но глубинные 

страхи пока не искоренились, к сожалению. А может и нет 

такого быстрого ключика, который можно повернуть и все 

изменится, только время и многократные попытки…

__________________________________________________

 

Надеюсь для многих ещё больше прояснилось, 

что стоит за простыми привычными «воспитательными мерами»…

К чему это приводит…

 

«Быстрого ключика», возможно и нет. 

Но есть принципы, которые позволяют методично двигаться

к решению всех своих проблем, к более хорошей жизни!

 

С уважением, 

ЮРИЙ СЕМЁНОВ

Ваш практический психолог

http://semenovyu.ru


 

При использовании текста —
указание авторства и ссылка/гиперссылка
на источник (http://semenovyu.ru) ОБЯЗАТЕЛЬНА!

________________________________________________

Поделитесь в социальных сетях!

 

 

 

Comments

( 1 )
  1. Виктория Дек 8th, 2016 15:00

    Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку стать личностью? Детские психологи дают простые советы, которых можно придерживаться при общении со своими детьми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *